В центре внимания - агломерации

10.07.2017

6-7 июня 2017 г. проходили заседания конгресса Московского урбанистического форума «Эпоха агломераций. Новая карта мира». Форум проводится ежегодно с 2011 года при поддержке Правительства Москвы и по инициативе Мэра Москвы. Среди участников Форума было более 150 зарубежных экспертов из 64 стран. Седьмой год подряд Форум становится площадкой для глобальной дискуссии по вопросам развития городов с участием ведущих экспертов, бизнесменов и политиков. Повестка Форума 2017 г. была посвящена агломерациям – ядру «планеты городов», ставшему в начале XXI века самой эффективной средой для развития бизнеса, человеческого капитала и науки.

В отдельных мероприятиях Форума приняли участие директор Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ Екатерина Шугрина и ведущий научный сотрудник Центра Ирина Кабанова. Тема Форума-2017 соотносится с темой НИР «Управление агломерациями и оптимизация территориальной организации местного самоуправления: лучшие региональные и муниципальные практики», выполняемой Центром поддержки и сопровождения органов местного самоуправления и поддержанной РГНФ (в настоящее время РГНФ присоединен к РФФИ). Данное исследование предполагает комплексный, междисциплинарный подход к вопросу управления агломерациями и территориальной организации местного самоуправления в современной России и разработку моделей управления агломерациями и направлений оптимизации территориальной организации местного самоуправления.

Для обсуждения участникам Форума были предложены темы, позволяющие наиболее полно раскрыть и спрогнозировать глобальные и региональные агломерационные процессы, в том числе:

  • определение факторов эффективного роста агломераций;
  • выявление и стимулирование ключевых точек роста в агломерациях;
  • обеспечение сбалансированного развития национальной инфраструктуры в рамках новой пространственной стратегии;
  • определение уровня (национального или регионального), оптимального для выдвижения инициатив проектов агломерационного развития;
  • адаптация правового регулирования к современным вызовам развития городской среды;
  • возможность передачи ряда функций по развитию городов и регионов частному сектору.

Участники Форума, среди которых были заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, мэр Москвы Сергей Собянин, мэр Стамбула Кадир Топбаш, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, врио губернатора Пермского края Максим Решетников, ректор РАНХиГС Владимир Мау, в ходе пленарных заседаний, панельных дискуссий и круглых столов обсудили актуальные подходы к стратегическому планированию и управлению агломерациями на примере моделей управления глобальными мегаполисами, а также иные вопросы.

В центре внимания участников конференции «Право на развитие. Какая законодательная база эффективна для мегаполиса», среди участников которой были Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, директор департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ Елена Чугуевская, профессор Российской школы частного права Роман Бевзенко, оказались механизмы влияния населения на определение стратегии городского развития, выбор приоритетных направлений деятельности городской администрации. Повышенный интерес к данной теме проявился в дискуссиях вокруг Федерального закона от 01.07.2017 № 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", вызвавшего широкий общественный резонанс не только в Москве, но и в других регионах в связи с возможным распространением на них практики реновации.

Реновация, как отметил профессор Российской школы частного права Роман Бевзенко, могла бы использоваться для решения публичных задач городского развития, если бы в Законе о реновации были заложены гражданско-правовые механизмы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что позволило бы соблюсти интересы собственников и, одновременно, предоставило бы городу возможность использовать высвобождаемые территории оптимальным образом. Вместо этого, реновация будет способствовать не обновлению среды жизнедеятельности и общественного пространства, а только обеспечит новыми жилыми помещениями собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, т.е. фактически реновация будет заменена точечной застройкой.

В свою очередь, Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников обратил внимание на использование московскими властями всех существующих способов выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, благодаря чему Закон о реновации приобрел большую направленность на обеспечение прав собственников и нанимателей жилых помещений, подпадающих под действие данного Закона.

Универсальным итогом этой и других дискуссий стал тезис о том, что невозможность управления агломерациями в логике административной, а не функциональной организации, вынуждает искать новые способы управления их пространственным и экономическим развитием и выработки консолидированной правовой позиции по отношению к городскому развитию с активным участием местного сообщества, государственных, полугосударственных, частных и квазичастных агентств и корпораций.

Более подробная информация представлена на сайте Форума http://mosurbanforum.ru/