Новый подход к формированию резервов управленческих кадров в Калининградской области

29.09.2017

В Калининградской области начался проект «Команда единомышленников», в основе которой – Концепция резервов управленческих кадров в Российской Федерации, которую готовят в Президентской академии.

Проект «Команда единомышленников» в Калининградской области предполагает формирование группы управленцев, которые впоследствии войдут в состав действующей управленческой команды региона под руководством губернатора Антона Алиханова. Идея о реализации данного проекта появилась в результате работы над Концепцией резервов управленческих кадров в Российской Федерации. Эту концепцию более года готовят эксперты Высшей школы государственного управления (ВШГУ)РАНХиГС.

На сегодняшний день проект Концепции резервов управленческих кадров в Российской Федерации уже прошел несколько этапов обсуждения с членами Комиссии при Президенте РФ по вопросам госслужбы и резервов управленческих кадров. Теперь предлагаемые в концепции механизмы будут апробированы на практике, и первым регионом стала Калининградская область.

Резервы управленческих кадров в нашей стране как институт подбора и подготовки управленцев существует достаточно давно. Есть Президентский резерв, есть Федеральный резерв управленческих кадров. Во всех субъектах РФ сформированы резервы управленческих кадров регионального уровня. Однако изучение существующей практики показало, что эти виды резервов формируются по-разному. Заметна также недостаточная востребованность включенных в резервы с точки зрения назначения на должности.

По мнению экспертов Президентской академии, необходимо изменить данную ситуацию. В новом подходе к формированию резервов управленческих кадров можно выделить три ключевых особенности.

Первое. Это ресурсный подход как к оценке, так и к подготовке лиц, включенных в резерв. В отличие от традиционной оценки, которая часто бывает сосредоточена на поиске недостатков у кандидатов, предлагаемая технология ориентирована на выявление наиболее талантливых руководителей с выраженными личностно-профессиональными качествами. Сегодня преимущество получают организации, территории и страны, способные быстро идентифицировать и приступить к использованию ресурсов. Это в том числе личностно-профессиональные ресурсы людей, которые обеспечат прорыв и выход на новый уровень развития. Кроме того, любому современному профессионалу необходимо постоянно работать над собой. При этом, чтобы расти профессионально, можно бороться с недостатками, а можно сконцентрироваться на усилении своих основных преимуществ. Второй путь гораздо более эффективный, но для этого необходимо четко определить эти преимущества.

Второе. Преодолеть разрозненность существующих резервов как по уровням, так и сформированных в разных регионах, можно только за счет использования единой методологии работы с резервом. В основе апробируемой (в Калининградской области) методологии лежит опыт, полученный при формировании резерва управленческих кадров под патронажем Президента РФ. Таким образом, появляется возможность сравнивать лиц, включенных в региональный резерв, например, с теми руководителями, которые входят в Президентский резерв, или с так называемой «эталонной группой руководителей государственной сферы». Наличие сопоставимых результатов оценки позволит более активно обмениваться лучшими управленческими кадрами между субъектами РФ и федеральными органами власти, сделает самих резервистов более мобильными и востребованными. Уже сейчас РАНХиГС располагает огромной базой данных для такого сравнения. В базе несколько тысяч руководителей сферы государственного управления разного уровня.

Третье. Резерв традиционно воспринимается как «скамейка запасных», на которой люди только ожидают своего назначения. Основная проблема низкой востребованности резервистов в том, что их лично не знают руководители, принимающие кадровые решения. Ни один руководитель никогда не назначит на ответственную должность человека, в котором он лично не уверен. Поэтому необходимо не только отбирать людей, но и правильно включать их в работу, например, правительства субъекта РФ с условием прямой подотчетности первому лицу – губернатору или в крайнем случае его заместителям. Тогда резервисты будут гораздо более понятны и им смогут доверять. Но это и большая ответственность. Таким образом, резерв становится не только и не столько «скамейкой запасных», сколько ключевым ресурсом повышения эффективности системы госуправления, посредством включения резервистов в команды первых лиц.

Количество желающих принять участие в конкурсе на включение в команду первого лица субъекта РФ свидетельствует об уровне его привлекательности как руководителя, а также о доверии, которое к нему испытывают региональные управленцы из разных сфер деятельности. Так, за неполные три недели первого этапа конкурса на вхождение в команду единомышленников губернатора Калининградской области Антона Алиханова заявили 2680 человек при обычном потоке кандидатов в региональные резервы управленческих кадров 40–90 человек в год.