Дискуссия «Эффективность государственных закупок» состоялась на Гайдаровском форуме

23.01.2018

18 января, в третий день Гайдаровского форума – 2018 в РАНХиГС, состоялась экспертная дискуссия «Эффективность государственных закупок: цена vs качество».

Открыла сессию модератор Елена Агапова, директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС. Г-жа Агапова отметила, что на протяжении трех последних лет в рамках Гайдаровского форума поднимается актуальная тема в системе госзакупок.

Экспертная дискуссия и обсуждение госзакупок и закупок госкомпаний показало, что впереди всех участников данной сферы ждет цифровизация, а локомотивом изменений станет малый и средний бизнес.

Принятые в конце 2017 г. поправки к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний (ФЗ-44 и ФЗ-223) должны сильно изменить технологию закупок за счет перевода в электронную форму: с 1 января 2019 г. это станет обязанностью заказчиков. Госкомпании пока обязаны будут это делать только при закупках у МСП. «Те, кто работает по 44-ФЗ, уже привыкли пользоваться электронной цифровой подписью (ЭЦП). Закупки госкомпаний у МСП будут проводиться на тех же площадках и по тем же электронным процедурам – можно будет использовать ЭЦП на всех площадках», – заявила глава Департамента политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. «Год у нас будет динамичный», – пообещала она: половина уйдет на адаптацию и разработку 30 подзаконных актов, а затем Минфин займется практикой их применения.

Глава Корпорации МСП Александр Браверман предложил не спешить с наращиванием доли МСП в закупках, а сначала оценить полученные результаты. Пока Минфин сосредоточится на работе над электронным каталогом товаров, работ и услуг, запуске электронных магазинов госзаказа и выпуске подзаконных актов, а во второй половине 2018 г. – на практике их применения. Также г-н Браверман, отметил рост доверия заказчиков к малым компаниям: в 2017 г. закупки у МСП составили 2 трлн руб., в 2018-м в Корпорации МСП рассчитывают на 3 трлн.

Владимир Герасимов, исполнительный директор «Интерфакса», привел следующие данные: конкуренция в закупках у МСП уже выше (1,83 заявки на закупку против 1,7 в среднем, экономия составляет 11,1% против 5,3% по рынку). Оценил «Интерфакс» и частоту участия заказчиков в капитале некрупных компаний («карманный» малый бизнес может служить для оформления нерыночных сделок) – оно встречается в 0,25% закупок.

Тему поддержала директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Счетной палаты Российской Федерации Наталья Бочарова. По ее словам, в закупках госкомпаний распространены цепочки посредников, «зафиксирован даже случай закупки госкомпанией через посредников услуги собственного департамента». Счетной палате РФ нужны возможности автоматического отслеживания нарушений: сейчас время уходит на межведомственное взаимодействие и даже по найденным нарушениям истекают сроки давности.

О цифровизации высказался и начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Артем Лобов «С принятием поправок был сделан первый шаг к цифровизации системы госзакупок. Нам предстоит большая работа по разработке всей необходимой нормативной базы. Однако уже сегодня мы смотрим вперед, а именно на возможность алгоритмизации закупок, максимальной автоматизации, которая позволит упростить процесс закупок для заказчиков и участников закупок. С точки зрения контроля мы считаем, что такая автоматизация позволит предотвращать множество процедурных нарушений, к примеру, просрочку даты публикации протокола, размещения исполненного контракта и актов к нему». Завершая выступление, Артем Лобов отметил, что в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции ФАС России окажет информационную поддержку обеспечению недискриминационного доступа поставщиков к закупкам.

Основной вопрос дискуссии – «Цена vs качество?» – по мнению Минфина, будет решен за счет точности описания предмета закупки – в частности, в каталоге товаров, работ и услуг, с которым будут работать типовые заказчики. С октября в него внесены 19 тыс. позиций – лекарства и медизделия (их в пилотном режиме каталогизировал «Ростех») и нефтепродукты. «В 2018 г. начнем расширять каталог за счет программного обеспечения», – пообещала г-жа Демидова. Весной Минфин планирует узаконить и прямые госзакупки по каталогу – на них может прийтись до 15% рынка. Прямые закупки заменят запрос котировок и предложений – либо в системе будет создан агрегатор «электронных магазинов». «Для закупок менее 500 тыс. руб., всего по году это 500 млрд руб., нужно на ЭТП делать отдельные секции. Подводя итоги экспертной дискуссии, Елена Агапова, отметила, что развитие системы закупок не стоит на месте, а с каждым годом функционирования контрактной системы выявляются новые задачи, цели по совершенствованию, управлению и контролю.


Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Аккредитация СМИ.

Программа Гайдаровского форума

Telegram-канал Гайдаровского форума

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram

Генеральные партнеры – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, «АстраЗенека», Группа компаний АКИГ, Mastercard, Coca-Cola, АО «Российский Сельскохозяйственный банк», Группа компаний «Фармстандарт», Microsoft. Партнеры – O1 Group, компания Unilever, EY, Союз российских пивоваров, Российский фонд прямых инвестиций, АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», РБК, ТАСС. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральное интернет-СМИ – Газета.RU. Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», телеканал RT, «Интерфакс». Главные информационные партнеры – «Российская газета», РИА «Федералпресс». Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», агентство EFE, Полит.ру, «Эксперт РА», радиостанция «Эхо Москвы», «Парламентская газета», BRICS, Национальный банковский журнал, журнал «Банковское обозрение», Financial One, РИА «Стандарты и качество», AK&M, еженедельник «Экономика и жизнь», журнал «Инвест-Форсайт», журнал «Стратегия», НААНС-МЕДИА, научно-политический журнал «Государственная служба», телеканал ПРО БИЗНЕС, информационно-сервисный портал «Индикатор», журнал «Банковское дело», информационное агентство RNS, журнал Business Excellence, Cision, журнал «Бюджет», информационная платформа «Русская планета – Умная Россия».